Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
 Версия для слабовидящих

    ЦЕНТРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ


Cтруктурное подразделение детский сад N 9 «Вишенка» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы N16 города Жигулёвска городского округа Жигулёвск



Главная
Визитная карточка
Наш сад
Документы
Наша жизнь
   Педагогический коллектив
   Направления деятельности
   Методическая копилка
   Фотогалерея
Полезные ссылки
Наши партнеры
Обратная связь


Подписка на новости


Подписаться
Отменить подписку


   
Консультация для родителей


Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка старшего дошкольного возраста

Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев,
журчание весенне¬го ручья и звон серебряных колокольчиков,
жаворонка в бездонном синем небе, шорох снежинок,
ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал и,
затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни.
Умей и ты слушать эту музыку, умей наслаждаться ее красотой.

Мир, окружающий нас, для детей полон загадок, надо помочь малышам не только внимательно смотреть, но и внимательно слушать. В наше сложное время люди зача¬стую не умеют, не хотят, не приучены слышать, будь то собеседник, природа или музыка.

В решении этой острой проблемы невозможно переоценить роль му¬зыки. Поэтому сегодня, как никогда, актуальны вопросы нравственного воспитания детей. Важно развивать уже в дошкольном возрасте целостное художественно-эстетическое восприя¬тие мира.

Как часто звучат в наше время сло¬ва "русская душа", "феномен русской души". Но не менее часто - "падение нравственности", "деградация обще¬ства". Замечательный человек, актер Е. Леонов говорил: "Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни. В том, что он постепенно теряет за-
пасы доброты, виноваты и детский сад, и школа, и конечно семья, из которой ушли шутка, юмор, игра".

У дошкольников на обычных му¬зыкальных занятиях, праздниках, раз-влечениях формируются такие важные качества, как коллективизм, любовь к своему делу, бережное отношение к природе, духовная чуткость. Дети учатся сопереживать, упражняться в хороших поступках, сами не замечая этого. "Музыка для ребенка - мир радостных переживаний. Чтобы от-крыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит своей воспита¬тельной функции". А главное - это самая приятная, пре¬красная и доступная форма общения взрослого и ребенка.

Как это прекрасно - знакомить ребят с музыкой! Музыка, художественное слово или картина должны стать для детей доступным средством выражения чувств, настроений, мыслей.

Через классическую музыку передаются нравственные понятия: доброта, отзывчивость, любовь к Родине, матери, сопереживание, формирование доброжелательных отношений к животным; воспитание чувства прекрасного, умение видеть красоту природы и оберегать ее.

Слушайте с детьми во¬кальную и инструментальную музыку. Необходимо увлечь ребенка, заразить теми чувствами, кото¬рые выразил композитор, беседуйте с малышом, помогите ему понять, осмыслить содержание, характер музыки.
Важное значение имеет класси¬ческая музыка. Это особый мир - в нем человеческие души говорят не¬посредственно с душой автора на языке эмоций. Используйте магнитофонные записи, что значи¬тельно обогащает восприятие музыки. По возможности сочетайте их с "живым" исполнением. Ходите с ребенком на концерты.
Помимо детской музыки очень важно слушать с дошкольниками классические про¬изведения разных времен - музыку Вивальди, Баха, Моцарта, Шопена, Глинки и других зарубежных, русских и современных композиторов-классиков. Конечно, рассказывать о произведени¬ях классической музыки не так легко. В первую очередь самому необходимо познакомиться с литературой о композиторе, продумать, как преподнести произведение детям. Самое важное - дать почувствовать настроения, пере¬живания, выраженные в музыке, их смену, взаимозависимость. После прослушивания, посещения концерта, спросите ребенка:
"Какие чувства передает музыка?",
"О чем рассказывает музыка?"
"Как рассказывает музыка?"
При этом каждый раз беседу начинайте с определения характера произведения в целом и расширения определений, применяемых детьми.

Например, прослушав романс Г. Свиридова к повести А. С. Пушкина "Метель", в исполнении симфонического оркестра, обратите внимание как звучит скрипка! И не надо много говорить об этой музыке - идет рабо-та чувств, работа души!
Позвольте ребенку объединить - слушание музыки и игру на музыкальных инструментах. Тембровые особенности различных музыкальных инструментов придают звучанию образность. С их помощью у детей повышается интерес к музы¬кальным произведениям, заинтересо-ванность - ведь они участвуют в ее воспроизведении, слышат красочное звучание в собственной оркестровке. И еще: так углубляются их представ-ления о вокальных возможностях му¬зыкальных инструментов, развивается творческое применение их в само¬стоятельной деятельности.
Полезно варьировать приемы раз¬вития музыкального восприятия. Так, ор¬кестровку можно сочетать с передачей характера музыки в движении, инсцени¬ровкой песен (попробуйте сами принять участие в оркестровке, подыграйте на музыкальных, шумовых инструментах, а ребенок пусть инсценирует). В этом случае объеди¬няются разделы - слушание музыки, игра на музыкальных инстру¬ментах и музыкально-ритмические движения. Это оживляет скучное прослушивание, способствует са¬мостоятельности детей, развивает непосредственность, их творческую инициативу. Отмечу: прием
оркестровки целесообразен после неоднократного прослушивания, после того как вы ознакомились с характером, выделили изобразительные средства выразительности.

Следующий этап работы - знакомство детей с фрагментами из опер, балетов великих композиторов - Чайковского, Н. А. Римского-Корсаков.
К. Сен-Санса.
А какие произведения помогут детям подвигаться, потанцевать?
Прекрасную симфоническую сказку "Петя и волк" С. Прокофьева для ознакомления с инструментами можно разыграть по ролям.

Роли Птички, Пети, Волка, Утки, Кошки, Дедушки и Охотников нужно исполнять в виде пантомимы (можно сразу всей семьёй)- заговорила Птичка - помашем "крылышками", появляется Дедушка - руки по швам, повороты тела из стороны в сторону, имитирующие походку. Вот храбрец и озорник Петя - марш с помощью "барабанных палочек ударяющих в барабан" - по два пальца каждой руки. Закрякала Утка - руки к плечам - получились короткие крылья, мальчики прицелились пальцами, изобразив ружья, - это палят в сказке храбрые Охотники. Такая пантомима чрезвычайно занимательна как для детей, так и для взрослых, и опять возвращает их к пониманию музыки, сопереживанию с ней через движения.

Пьесы из "Детского альбома" П.Чайковского. Эти картинки и образы близки и понятны ребенку в любом возрасте.

Встреча с музыкой поражает воображение детей, сердца их становятся доверчивыми, открытыми. От нас с вами зависит сегодня, какими будут наши дети, что они унесут из детства. Пусть это будет богатство души,
Полученное от общения с высоким искусством - музыки. Автор - Даняева Татьяна Михайловна, музыкальный руководитель.
      



 
© 2009 Cтруктурное подразделение детский сад N 9 «Вишенка» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы N16 города Жигулёвска городского округа Жигулёвск